Суббота, 04.05.2024, 06:59
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ с. Юмашево

Мы перешли на новый сайт

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование предметной готовности обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике
Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый и государственный экзамен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ и ГИА проводится в течение последних 3-х лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников IX (XI) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Как известно, в последние два года изменился набор вступительных экзаменов в вузы, и теперь информатика является одним из 4-х вступительных экзаменов на все технические специальности. Следовательно, количество учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по информатике возросло. Поэтому актуальной сегодня становиться проблема качественной подготовки обучающихся к такому экзамену. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?  При исследовании этой проблемы, выяснилось также, что нет ни в одном источнике литературы, методики, с помощью которой можно найти ответы на многие интересующие учителя вопросы в плане подготовки обучающихся к ЕГЭ. Одним из условий успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика. Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.   Система работы в данном направлении может быть построена следующим образом: в среднем звене – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);   в старших классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера);  возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала на занятиях вариативной части- различные способы решения наиболее сложных задач частей В и С;  Наиболее эффективными формами,  методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по информатике являются следующие из них: работа с тестовыми заданиями; дифференцированный подход в обучении и подготовке; индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки; формирование у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ: регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).   Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене. Успеха можно добиться, выделив в своей работе  2 направления: Знание теории по информатике; Умение работать с тестами.   Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение. Так, например, в среднем звене можно попросить учащихся завести общую тетрадь, которая в старших  классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы– все в этой тетради. Уже с 8 класса выборочно можно использовать книги-материалы ЕГЭ для информатических минуток, которых можно проводить регулярно в середине, конце или начале урока, задания для минуток подбираются из части А ЕГЭ. Зная материалы ЕГЭ 11 класса,  уже в 8 классе можно акцентировать свое внимание на тех вопросах, которые изучаются в 8 классе и в 11 классе выносятся на ЕГЭ. Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа. Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок, третьи- предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг ЗУНов и ООУНов, учет пробелов и корректируется индивидуальная работа с учащимися. Например, тема «Кодирование информации», при изучении которой развивается одна из важнейших компетенций- преобразование  информации из одной знаковой системы в другую, занимает немаловажное место в курсе информатики и ИКТ. В среднем звене на изучение этой темы отводится около 10 часов, а в старшей школе 15 часов (на базовой уровне), и 20 часов (на профильном). Учитывая спецификацию ЕГЭ, где большинство заданий на проверку знаний, умений по данной теме, размещены в частях А и В и составляют около 18 -20 % от всех заданий подготовка к их выполнению необходима уже в среднем звене. Как уже было сказано, здесь она носит пропедевтический характер. В заранее заготовленной таблице отметить выполнение задания  полностью - цифрой 2, частично- цифрой 1, не выполнено-0. А уровень сформированности компетенции отмечен как 1- низкий, 2- ниже среднего, 3- средний, 4- достаточный, 5 –высокий. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенции средний или ниже проводится дополнительные занятия, консультации и т.д.   Таблица, отражающая затруднения  и уровень сформированности  компетенции                                Некоторые тесты связаны с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения. Например, для аттестации выпускников образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников. При проверке минимально допустимого уровня знаний содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие задания должны выполнять все выпускники, допущенные учебным заведением к аттестации, здесь нужно говорить о тестах, как методе объективного и эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности. Поэтому для старшеклассников тесты состоят уже  из трех частей А, B, С (например по темам «Аппаратное и программное обеспечение ПК», тест по теме «Информация и кодирование», «Алгоритмизация и программирование» и другие), ответы учащиеся также фиксируют в бланке ЕГЭ.   Не секрет, что одна из важнейших компетенций-  умение комбинировать  известные алгоритмы   деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, развитие которой предполагается на этапе изучения темы «Алгоритмизация и программирование», проверяется в ЕГЭ не только с помощью части А, B, но и в части С. Согласно спецификации, процент максимального первичного балла за выполненные по теме «Алгоритмизация и программирование» задания составляет 32%, а по теме « Технология программирования» еще 15%. Поэтому на уроках  программирования система подготовки учащихся к ЕГЭ   не совсем проста и складывается из нескольких этапов: накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ЕГЭ; практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач; диагностического, который  включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике прошлых лет;  отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.   Также в  поддержку развития таких компетенции, как «Умение комбинировать  известные алгоритмы  деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них» и «Умение находить  рациональные способы  решения учебной задачи на основе заданных линейных, разветвляющихся  и циклических  алгоритмов» можно проводить занятия вариативной части. Например, на занятиях элективного курса «Занимательное программирование» в 9 классе частично осуществляется подготовка к заданиям части А,B и С в ЕГЭ, касающихся программирования. Учащиеся знакомятся со структурой заданий, закрепляют и систематизируют, углубляют знания по данной, наиболее сложной теме, знакомятся с различными способами решения задач части  С. Занятия  курса проводятся по модульно- проектной технологии (3 модуля: Линейный алгоритм, Развилка; Циклы; Структурный тип данных по 5-6 занятий каждый). (См.Приложение)   Выполнение творческого проекта по каждому модулю, где учащихся сами составляют тесты по темам программирования, - вот еще одно направление работы по формированию предметной готовности ребенка. Это также один из приемов подготовки к ЕГЭ. По окончании каждого модуля учащимся в качестве проекта может быть предложено и решение таких тестов, обменявшись друг с другом: на 1 модуле- практикум по решению задач, аналогичных заданиям КИМов- набор тестовых заданий части А, представленных в демонстрационных КИМах,  которые учащиеся решают и сдают на проверку учителю. При этом с учащимися проводится ознакомление с бланками ответов,  инструктаж по заполнению бланков ЕГЭ, с помощью которых фиксируется выполнение проектной работы по данному модулю; на 2 модуле- Конкурс «Лучший программист», где учащимся предлагается выполнить решение задач типа №1, 2 части С и на 3 модуле- проводится Чемпионат по программированию, задания которого содержат практически все задания части С и учащимся отводится определенное время на данное соревнование. Все результаты текущие и итоговые фиксируются в таблице, где отслеживается уровень владения данной компетенцией и отражается итог обучения на курсе.   Таблица, отслеживания уровня владения данной компетенцией и отражения итога обучения по элективному курсу «Занимательное программирование»                            В заключении необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. При такой системе работы, уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках конкретизируются, добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является тестирование. При подготовке к экзамену широко применяется система тестирований on- line.                                                   Список литературы: Антонов Ю.С. Некоторые вопросы подготовки ЕГЭ по информатике, Якутск 2006г. Антонов Ю.С., Николаева Н.В., Павлов Е.Е., Павлов Н.Н. пособие по подготовке к единому государственному экзамену по информатике, Якутск 2005г.    
Категория: Мои статьи | Добавил: Роза (18.12.2011)
Просмотров: 1832 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш адрес
  452227, Республика   Башкортостан
  Чекмагушевский район
  с. Юмашево ул. Советская,16
   тел.:(347)9627290
  e-mail: umasch16@rambler.ru

Телефоны горячей       линии
    По вопросам медицинской   помощи (Минздрав)
  8(347)218-00-53
     По вопросам коронавирусной инфекции (Минздрав РБ)
  8(347)286-58-27
  8(347)279-91-20
     По вопросам профилактики   коронавирусной инфекции
(Единый консультационный центр   Роспотребнадзора)

  8-800-555-49-43
     ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ
  8(347)3-56-00
  8(347)3-51-50
  8(347)3-52-51


Организация           питания


      



МБОУ СОШ с. Юмашево © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz