|
Каталог статей
Формирование предметной готовности обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике
Новой формой
аттестации современного ученика сегодня является единый и государственный
экзамен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ и ГИА проводится в течение
последних 3-х лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку по
информатике выпускников IX
(XI) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для
зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Как известно, в последние
два года изменился набор вступительных экзаменов в вузы, и теперь информатика
является одним из 4-х вступительных экзаменов на все технические специальности.
Следовательно, количество учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по
информатике возросло. Поэтому актуальной сегодня становиться проблема
качественной подготовки обучающихся к такому экзамену. Но как, с помощью каких
форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в
каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать
предпочтение?
При исследовании этой проблемы, выяснилось также,
что нет ни в одном источнике литературы, методики, с помощью которой можно
найти ответы на многие интересующие учителя вопросы в плане подготовки
обучающихся к ЕГЭ. Одним из условий успешной сдачи ЕГЭ является формирование
предметной готовности ученика. Одна из главных трудностей, с которыми
сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание
содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной
типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость
организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по
предмету.
Система
работы в данном направлении может быть построена следующим образом:
в среднем
звене – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении
контроля знаний учащихся);
в старших
классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование
тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий
уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера);
возможность использования тестов обучающего
характера при изучении нового материала на занятиях вариативной части-
различные способы решения наиболее сложных задач частей В и С;
Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по
информатике являются следующие из них:
работа с
тестовыми заданиями;
дифференцированный
подход в обучении и подготовке;
индивидуальные
занятия, консультации, обзорные уроки;
формирование
у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций,
необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:
регулярная
проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных
спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).
Подготовку к
ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене. Успеха можно добиться, выделив в
своей работе 2 направления:
Знание теории
по информатике;
Умение
работать с тестами.
Первое из них
призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе
направлено на их правильное применение. Так, например, в среднем звене можно
попросить учащихся завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них настольной книгой
(брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы– все в этой
тетради. Уже с 8 класса выборочно можно использовать книги-материалы ЕГЭ для информатических
минуток, которых можно проводить регулярно в середине, конце или начале урока,
задания для минуток подбираются из части А ЕГЭ. Зная материалы ЕГЭ 11
класса, уже в 8 классе можно
акцентировать свое внимание на тех вопросах, которые изучаются в 8 классе и в
11 классе выносятся на ЕГЭ. Механическая, зрительная память помогают даже
слабым детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с
предложенным вариантом ответа.
Тесты разные
по объему. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок,
третьи- предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно
анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется
мониторинг ЗУНов и ООУНов, учет пробелов и корректируется индивидуальная работа
с учащимися. Например, тема «Кодирование информации», при изучении которой
развивается одна из важнейших компетенций- преобразование информации из одной знаковой системы в
другую, занимает немаловажное место в курсе информатики и ИКТ. В среднем звене
на изучение этой темы отводится около 10 часов, а в старшей школе 15 часов (на
базовой уровне), и 20 часов (на профильном). Учитывая спецификацию ЕГЭ, где
большинство заданий на проверку знаний, умений по данной теме, размещены в
частях А и В и составляют около 18 -20 % от всех заданий подготовка к их
выполнению необходима уже в среднем звене. Как уже было сказано, здесь она
носит пропедевтический характер. В заранее заготовленной таблице отметить
выполнение задания полностью - цифрой 2,
частично- цифрой 1, не выполнено-0. А уровень сформированности компетенции
отмечен как 1- низкий, 2- ниже среднего, 3- средний, 4- достаточный, 5
–высокий. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень
сформированности компетенции средний или ниже проводится дополнительные
занятия, консультации и т.д.
Таблица,
отражающая затруднения и уровень
сформированности компетенции
Некоторые
тесты связаны с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например,
проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний,
умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия
усвоения. Например, для аттестации выпускников образовательных учреждений важно
иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой
компетентности выпускников. При проверке минимально допустимого уровня знаний
содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие
задания должны выполнять все выпускники, допущенные учебным заведением к
аттестации, здесь нужно говорить о тестах, как методе объективного и
эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности. Поэтому
для старшеклассников тесты состоят уже
из трех частей А, B, С (например по темам «Аппаратное и программное
обеспечение ПК», тест по теме «Информация и кодирование», «Алгоритмизация и
программирование» и другие), ответы учащиеся также фиксируют в бланке ЕГЭ.
Не секрет,
что одна из важнейших компетенций-
умение комбинировать известные
алгоритмы деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них, развитие которой
предполагается на этапе изучения темы «Алгоритмизация и программирование»,
проверяется в ЕГЭ не только с помощью части А, B, но и в части С. Согласно
спецификации, процент максимального первичного балла за выполненные по теме
«Алгоритмизация и программирование» задания составляет 32%, а по теме «
Технология программирования» еще 15%. Поэтому на уроках программирования система подготовки учащихся
к ЕГЭ не совсем проста и складывается
из нескольких этапов:
накопительного,
который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и
способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение
которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач;
изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ЕГЭ;
практического,
который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и
приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов
решения задач;
диагностического,
который включает в себя в обязательном
порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями,
составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике
прошлых лет; отслеживание учебных
достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.
Также в поддержку развития таких компетенции, как
«Умение комбинировать известные
алгоритмы деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них» и «Умение находить рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных
линейных, разветвляющихся и
циклических алгоритмов» можно проводить
занятия вариативной части. Например, на занятиях элективного курса
«Занимательное программирование» в 9 классе частично осуществляется подготовка
к заданиям части А,B и С в ЕГЭ, касающихся программирования. Учащиеся
знакомятся со структурой заданий, закрепляют и систематизируют, углубляют
знания по данной, наиболее сложной теме, знакомятся с различными способами
решения задач части С. Занятия курса проводятся по модульно- проектной
технологии (3 модуля: Линейный алгоритм, Развилка; Циклы; Структурный тип
данных по 5-6 занятий каждый). (См.Приложение)
Выполнение
творческого проекта по каждому модулю, где учащихся сами составляют тесты по
темам программирования, - вот еще одно направление работы по формированию
предметной готовности ребенка. Это также один из приемов подготовки к ЕГЭ. По
окончании каждого модуля учащимся в качестве проекта может быть предложено и
решение таких тестов, обменявшись друг с другом: на 1 модуле- практикум по
решению задач, аналогичных заданиям КИМов- набор тестовых заданий части А,
представленных в демонстрационных КИМах,
которые учащиеся решают и сдают на проверку учителю. При этом с
учащимися проводится ознакомление с бланками ответов, инструктаж по заполнению бланков ЕГЭ, с помощью
которых фиксируется выполнение проектной работы по данному модулю; на 2 модуле-
Конкурс «Лучший программист», где учащимся предлагается выполнить решение задач
типа №1, 2 части С и на 3 модуле- проводится Чемпионат по программированию,
задания которого содержат практически все задания части С и учащимся отводится
определенное время на данное соревнование. Все результаты текущие и итоговые
фиксируются в таблице, где отслеживается уровень владения данной компетенцией и
отражается итог обучения на курсе.
Таблица,
отслеживания уровня владения данной компетенцией и отражения итога обучения по
элективному курсу «Занимательное программирование»
В заключении необходимо отметить, что такая
система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть
пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их
коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. При
такой системе работы, уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем
минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ.
Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках конкретизируются,
добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является
тестирование. При подготовке к экзамену широко применяется система тестирований
on- line.
Список литературы:
Антонов Ю.С.
Некоторые вопросы подготовки ЕГЭ по информатике, Якутск 2006г.
Антонов Ю.С.,
Николаева Н.В., Павлов Е.Е., Павлов Н.Н. пособие по подготовке к единому
государственному экзамену по информатике, Якутск 2005г.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Роза (18.12.2011)
|
Просмотров: 1832 |
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Наш адрес
452227, Республика Башкортостан
Чекмагушевский район
с. Юмашево ул. Советская,16
тел.:(347)9627290
e-mail: umasch16@rambler.ru
Телефоны горячей линии
По вопросам медицинской помощи (Минздрав)
8(347)218-00-53
По вопросам коронавирусной инфекции (Минздрав РБ)
8(347)286-58-27
8(347)279-91-20
По вопросам профилактики коронавирусной инфекции
(Единый консультационный центр Роспотребнадзора)
8-800-555-49-43
ГБУЗ РБ Чекмагушевская ЦРБ
8(347)3-56-00
8(347)3-51-50
8(347)3-52-51
Организация питания
|